Сочинения
   Рассуждения на тему: Честь и бесчестие

Рассуждения на тему: Честь и бесчестие

Рассуждения на тему: Честь и бесчестие


   Рассуждения по тематическому направлению Честь и бесчестие


Честь и бесчестие - В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.


Сочинение на тему Честь и бесчестие


     Рассуждения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Бесчестие как качество личности – склонность к позорному поведению и поступкам, противным чести.

Честь стала нынче не в чести, отдав дорогу для бесчестья. Подлость, лицемерие и ложь, гнусно ухмыляясь и мерзко хихикая, упоминают о ней в контексте атавизма – хвостовидного придатка и сплошного волосяного покрова на теле человека. Современное общество, деградируя семимильными шагами по дороге к невежеству, превращает честь в глупость, отсталость и косность.

Немногие сегодня смеют
Сказать уверенно, что честь имеют
Скороговоркой пробубнить, мол, – Честь имею
Сподручно даже прохиндею
Владимир Высоцкий по этому поводу писал:
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.

Бесчестие, случайно услышав слова великого Шекспира «Честь — жизнь моя, они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни», совершенно не понимает, о чем говорит классик. Человек, как разумное, общественное и сознательное существо, время от времени совершает акт самооценки, задумывается о своей нужности и значимости для людей, рассуждает об оценках внешнего мира его действиям и поступкам. Категория «честь» обозначает моральную ценность человека, фиксирует общественную оценку его нравственных качеств и поступков.

Иоанн Златоуст говорил: “Позор и бесчестие является только тогда, когда человек делает то, что запрещает Бог”.

Бесчестию глубоко наплевать на мнение и оценки окружающих, оно иронично воспринимает слова «долг» и «обязанности», прибегает к обману, не держит слово, равнодушно оставляет своего «друга» в нужде, беде или опасности. Бесчестие как инвалид совести с легкостью отказывается от обещания хранить верность и преданность. Не имея внутреннего судьи, бесчестный человек отдаст предпочтение сиюминутной выгоде над всеми клятвами и обязательствами, данными своим близким и окружающим людям. Артур Шопенгауэр совершенно справедливо заметил: «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь». Бесчестие – это отрицание совести.
Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.
Рад продать её бесчестный.
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.

Признание и одобрение человек получает локально от своего социального окружения, которое оценивает его специализированные нравственные качества, например, как врача, офицера, воина, ученого, профессионала, мужчины или женщины. Бесчестие грубо игнорирует нравственные качества, присущие представителям данной социальной группы. Бесчестная личность, слыша слова врача о клятве Гиппократа, врачебной тайне, принципе «Не навреди», смотрит на него, как на инопланетянина или мошенника, пытающего отговорками выудить у нее больше денег. Воспринимая любого офицера как возможность купить «ствол», она никак не может уразуметь его слова об офицерской чести. Предлагая ученому – химику создать за большие деньги новый наркотический препарат, бесчестие недоверчиво и подозрительно выслушивает его категорические возражения о невозможности попирать честь ученого.

Бесчестье оскорбить нельзя, ему хоть в глаза плюй – скажет «божья роса». Во все времена люди тщательно оберегали свою честь. В период Средневековья во Франции одним из посягательств на честь было грызть ноготь на руке, повернувшись в сторону человека, которому адресовалось оскорбление. В Персии подобной атакой на честь другого человека было наступить ногой на его тень. Хотя на Руси и говорили «Не в бороде честь – она и у козла есть», тем не менее, – дернуть за бороду по закону признавалось более тяжким преступлением, нежели лишить человека конечности, руки или ноги. А читавшие роман «Моби Дик» могут вспомнить мучительные размышления главного героя о том, считать ли ему оскорблением чести пинок, полученный от капитана. Дело в том, что пинок ногой был недопустимым оскорблением чести, но у капитана вместо собственной ноги был протез и, получается, полученный удар можно было считать эквивалентом удара тростью или посохом, а это уже оскорблением не считается.

Не имея профессиональной чести, бесчестье аналогично относится к утверждениям о важности фамильной, семейной, мужской или женской чести, ей чужда гордость за свою семью и близких родственников – братьев и сестер. Начисто лишенное благородства, оно, соответственно, целиком утрачивает нравственное величие личности. Опозоренный человек, несмотря на унижения и оскорбления, может принимать бесчестье с достоинством. Иными словами, потеряв честь, он сохраняет человеческое достоинство. Если он человек чести, значит, не оставит попыток вернуть уважение окружающих на базе сохраненного собственного достоинства. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь. Тем не менее, никогда не расставаясь с достоинством, человек с его помощью нередко возвращал утраченную честь посредством доказательства своей невиновности или дуэлью.

От бесчестия не спрятаться, не скрыться. Томас Манн пишет: “«…позор и бесчестье только то, что выплывает наружу? О нет! Тайное бесчестье, которое в тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее!»

В экстремальных ситуациях есть только мгновение, за которое человек выбирает или путь чести или бесславья и бесчестия. Можно единожды проявить трусость, непорядочность и навсегда погрузиться в бесчестие. Именно эти мгновения расставляют всё по полочкам, именно эти «мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие».

Malo mori guam foedari (лат.) – Лучше смерть, чем бесчестье
Есть такая притча. Один царь уехал на войну и оставил дома свою жену. Попав на поле боя, он увидел, что противник силен, его армия многочисленна. И понял, что может проиграть битву и быть убитым. На какое-то мгновение им овладел страх, и он решил вернуться во дворец. Он подошел к воротам и постучал. — Кто там? – спросила его жена. — Это я, твой муж. Открой мне. Я не хочу воевать – ответил царь. — Это неправда. Ты не мой муж. Мой муж храбрый герой. Он вернётся или со щитом, или на щите. И Он, если нужно умрет на поле битвы, но избежит бесчестия. – ответила жена и не открыла ворота. Тогда царю пришлось вернуться на поле битвы и воевать. В той битве он одержал победу.

Михаил Юрьевич Лермонтов в «Беглеце» рассказывает об обесчестившим себя воине, бежавшем с поля боя:
«Мать, отвори! я странник бедный,
Я твой Гарун! твой младший сын;
Сквозь пули русские безвредно
Пришел к тебе!» «Один?» «Один!».
«А где отец и братья?» «Пали!
Пророк их смерть благословил,
И ангелы их души взяли».
«Ты отомстил?» «Не отомстил…
Но я стрелой пустился в горы,
Оставил меч в чужом краю,
Чтобы твои утешить взоры
И утереть слезу твою…»
«Молчи, молчи! гяур лукавый,
Ты умереть не мог со славой,
Так удались, живи один.
Твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус — и мне не сын!..»

Бесчестие ездит по жизни в одном купе с завистью, бессовестностью и ложью. «Честный и бесчестный человек познаются не столько из того, что они делают, но и из того, чего они желают», – говорил Демокрит. Человек без чести как угодливый слуга своих эгоистичных желаний, постоянно завидует людям, почитаемым за их высокий профессионализм, бескорыстность и преданность своему делу. Наплевав на оценки внешнего мира, бесчестие, тем не менее, крайне ревностно реагирует, когда люди чести, пользуясь доверием и уважением окружающих, обходят их в карьерном росте, как мощный современный автомобиль обходит лошадку, «везущую хворосту воз».

Завистник жаждет видеть человека чести опозоренным. То есть, обвиняет людей чести в скрытых, гадких мотивах.

Когда людей бездоказательно чернишь,
Себя при том ещё святошей выставляя,
Не забывай, что совесть начисто теряя,
Уж не вернёшь её, в бесчестии сгоришь.





          Может ли безнравственный человек быть способным на любовь и дорожить честью?

       Может ли безнравственный человек быть способным на любовь и дорожить честью? Нравственность- это внутренняя оценка человеком норм своего поведения и принципов чести, совести, долга и любви. Личность, обладающая такими духовными качествами, в первую очередь следует своим моральным ценностям и не противоречит им. Такой человек имеет богатый, внутренний мир, способен искренне любить, сохранить честь и достоинство в любых жизненных ситуациях. Потеря чести подвергает к недостойным этически безобразным поступкам, которые приводят к разочарованию человека в самом себе или становлению изгоем в обществе. Не зря В. Г. Белинский писал, " без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести". Так всё-таки какой же человек безнравственный? И может ли он вопреки своему аморальному поведению иметь такие чувства, как любовь , честь, благородство, самопожертвование? Ответы на эти вопросы мы можем найти в литературных произведениях.
М. Ю. Лермонтов в своей поэме "Песня про царя Иванна Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова " поднимает вопрос о нравственности человека. Главные герои очень разные, как внешне, так и внутренне . Поэт описал купца Калашникова как правильного, честного и мужественного человека. Его жена Алена Дмитриевна тихая, скромная девушка, верующая в обряды и обычаи. В неё был влюблен Кирибеевич, который ставил свои желания выше нравственных норм и достоинства. Ведь он не подумав о чести любимой, начинает целовать , миловать её по среди улицы на глазах людей. Алена Дмитриевна рассказывает о произошедшем Степану Парамоновичу . И тот недолго думая , вызывает Кирибеевича на поединок, чтобы защитить свою честь и жены. И тут разыгрывается дуэль между правдою и неправдою, честью и бесчестием. Но в жизни не все так просто. Из-за человека, лишенного нравственности , погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чем невинная девушка - вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А все из-за этого, что человек не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна.
И эту же тему снова раскрывает М. Ю. Лермонтов в романе " Герой нашего времени" , где главный герой Печорин без нравственный человек, не имеющий никаких принципов. Убедится в этом мы можем уже в первой ситуации , где молодой человек встречается с очень красивой, доброй девушкой Белой. По истечении времени, она всем сердцем полюбила Печорина, но тот, обманывая, играя, пользовался её чувствами до тех пор, пока она ему не надоела . Разве такое поведение присуще нравственному человеку ? Бывает, что сделав ошибку, человек осознает её и пытается исправить, но в случае Печорина этого не происходит. Он продолжает пользоваться людьми , задумываясь только о себе и своих потребностях, но никак о их чувствах,боли и переживаниях. И именно Печорин является красочным примером аморального поведения человека без всяких ценностей.
Таким образом, безнравственная личность никогда не испытает настоящей любви, счастья и, к большему сожалению такой человек не сможет защитить свою честь, а по сути её то как раз у него нет. И с высказыванием Белинского "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви ни чести" я абсолютно согласна.





          Рассуждение: Может ли честь противостоять бесчестию?

       Во все времена в обществе актуальна тема чести и бесчестия. Честь – благородная черта человека, проявляющаяся в преданности, верности своему слову, любви к Отечеству. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Возможно ли противостояние между этими качествами?
Я считаю, что честь всегда противостоит бесчестию , во все века люди борются за правду, справедливость, честность. Аргументирую свою точку зрения на примере произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». Болконский и Курагин – две противоположные личности, с одной стороны, с благородством и мужеством, с другой - с предательством, обманом и лживостью. Андрей Болконский – человек долга и чести, готовый всегда пожертвовать собой ради других. Он отлично служит, и подчиненные, и вышестоящие уважают и ценят его, домашние любят его, и он в свою очередь всегда заботится о них. В бою при Аустерлице князь Андрей, как отважный, любящий своё Отечество человек, со всеми солдатами бросился против французов и был ранен. Это не остановило его, выздоровев, он вновь идет на войну, где проявляет себя как ответственный, бесстрашный, готовый на всё военнослужащий. И в отношении с Наташей Ростовой Болконский поступает как благородный человек. Андрей понимает и их разницу в возрасте, и то, что им придется надолго расстаться, и влюбчивый характер Наташи, поэту решает оставить в тайне их помолвку. Мне кажется, что Андрей Болконский – это яркий представитель настоящего мужества, благородства, чести и искренности. Анатоль Курагин – ветреный, безответственный, эгоистичный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, живет только в своё удовольствие, не задумывается о будущем и не обращает внимания на мнения других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Приехав свататься, Анатоль обращает внимание в основном на мадмуазель Бурьен, а через некоторое время уединяется с ней. Увидев это, Мари, естественно, отказывает ему. Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Несмотря на то, что Наташа обручена с Болконским, Курагин признается ей в любви. В письме он предлагает Наташе тайно сбежать. Похищение было сорвано, но Анатоль не особо расстроился. Пьер, узнав обо всем, потребовал его покинуть город. Болконский хотел вызвать Курагина на дуэль и долго разыскивал его в армии. Но, встретив Анатоля, которому отняли ногу, князь жалеет его и всё прощает.
Борьба между честью и бесчестием будет всегда. Всегда будут существовать честные, благородные, преданные и верные люди и бесчестные, лживые и эгоистичные, которые будут отстаивать свою собственную точку зрения.



          Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием

       Честь - это нравственное достоинство человека, сочетающее в себе чистоту совести и справедливость. Бесчестие влечет за собой позор, уничтожение себя, как личности. Могу предположить, что даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путем, ни секунды не сомневаясь. Честная смерть лучше бесчестной жизни.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведению М. Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". Опричник царя Кирибеевич бессовестно опозорил жену честного и благородного купца Степана Парамоновича Калашникова. Своими признаниями и поцелуями он оскорбил честь непорочной жены. Купец Калашников не хвастается своей статью и силой, но когда приходит час исполняетсвой долг до конца. Он решает выступить против Кирибеевича на кулачном бою, понимая, что его ждет неминуемая гибель или от руки противника, или казнь. У Калашникова не было другого выхода, как потешное зрелище превратить в суд чести, думы его полны решимости:"Чему суждено, то и сбудется; постою за веру до последнева". Он выступил против несправедливости и одержал победу над врагом. Даже перед казнью он не молит о пощаде, только проситпозаботиться о своей семье.
В качестве второго аргумента приведем произведение А.С. Пушкина "Капитанская дочка". В повести противопоставлены два героя Гринев и Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Испытанием для героев стал захват Белогорской крепости. Долг и честь не позволяют Гриневу перейти на сторону бунтовщиков. Когда перед ним встает вопрос о жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить жизнь или погибнуть честным офицером, Гринев выбирает последнее. Только добрая воля Пугачева спасает его. У Швабрина желание сохранить жизнь одерживает верх над гласом совести и присягой. Он примыкает к отряду Пугачева. Совершив одно злодеяние, Швабрин не может остановится. Бесчестие толкает его на новое преступление - заточение Маши Мироновой. Но Гринев, рискуя собственной жизнью, один спешит на помощь возлюбленной. Своим примером подтверждая слова Пьера Карнеля:"Я всякую беду способен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь".
Все приведенные мною аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что жизнь честью, проявляющаяся в наших поступках, делает человека человеком. Пойти путем бесчестия означает потерять свой нравственный облик. Сделайте правильный выбор.




Сочинение-рассуждение на тему:   Честь и бесчестие



Итоговое сочинение

Рассуждения по тематическим направлениям

Разум и чувство
Честь и бесчестие
Дружба и вражда
Опыт и ошибки
Победа и поражение









Рассуждения на тему: Честь и бесчестие
        

Рейтинг@Mail.ru

        Яндекс.Метрика