Сочинения
   Примеры итоговых сочинений, направление: Война и мир

Примеры итоговых сочинений, направление: Война и мир

Примеры итоговых сочинений, направление: Война и мир


   Примеры итоговых сочинений по направлению Война и мир



Война и мир.
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.


Примеры итоговых сочинений на тему Война и мир

     Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

    Литературное своеобразие романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

Роман как литературный жанр - создание литературы нового времени.
Отличительные черты романа: изображение человека в сложных жизненных процессах, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, больший по сравнению с другими эпическими формами объем.
На первом плане - образы обыкновенных людей, их личная судьба, события частной жизни и отражение в них событий эпохи, целостного породившего их общественного мира.
Обычно действие романов происходит в современной писателю действительности (исключение представляют исторические и фантастические романы) или события недавнего прошлого.
Роман "Война и мир" представляет собой произведение, чрезвычайно сложное в жанровом отношении.
С одной стороны, писатель рассказывает об исторических событиях прошлого ( войны 1805-1807 и 1812 годов). С этой точки зрения "Войны и мир" можно было бы назвать историческим романом. В нем действуют конкретные исторические личности (Александр 1, Наполеон, Кутузов, Сперанский), однако история для Толстого не самоцель. Начиная писать роман о декабристах, Толстой, как он сам говорил, не мог не обратиться к отечественной войне 1812 года, а затем - войне 1805-1807 годов ("эпохе нашего позора"). История в романе - это та основа, которая позволяет раскрыть характеры людей в эпоху больших национальных потрясений, передать философские размышления самого Толстого о глобальных вопросах человечества - вопросах войны и мира, роли личности в истории, закономерности исторического процесса и т.д.
Поэтому "Война и мир" выходит за рамки просто исторического романа.
С другой стороны, можно отнести "Войну и мир" к семейно-бытовому роману: Толстой прослеживает судьбы нескольких поколений дворянских семей (Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных). Но судьбы этих людей неразрывно связаны с масштабными историческими событиями в России. Помимо этих героев в романе огромное количество действующих лиц, непосредственно не связанных с судьбами героев. Появление на страницах романа образов купца Ферапонтова, московской барыни, которая покинула Москву "со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга", ополченцев, надевших чистые рубахи перед Бородином, солдат батареи Раевского, партизан Денисова и многих других выводит роман за рамки семейного.
"Войну и мир" можно назвать социальным романом. Толстого волнуют вопросы, связанные с устройством общества.
Свое неоднозначное отношение к дворянству писатель проявляет в описании петербургского и московского дворянства, их отношения, например, к войне 1812 года. Не менее важны для Толстого и отношения дворян и крепостных крестьян. Эти отношения неоднозначны, и Толстой как реалист не может не сказать об этом (крестьянские партизанские отряды и поведение богучаровских крестьян). В связи с этим можно сказать, что роман Толстого не укладывается и в эти жанровые рамки.
Лев Толстой известен не только как писатель, но и как философ. Многие страницы "Войны и мира" посвящены общечеловеческим философским проблемам. Толстой сознательно вводит свои философские размышления в роман, они для него важны в связи с теми историческими событиями, которые он описывает. Прежде всего, это рассуждения писателя о роли личности в истории и закономерностях исторических событий. Взгляды Толстого можно назвать фаталистическим: он утверждает, что не поведение и воля исторический личностей определяют ход исторических событий. Исторические события складываются из поступков и воль многих людей. Для писателя смешным представляется Наполеон, который "подобен ребенку, едущему в карете, дергающему за бахрому и думающему, что он управляет каретой".И велик Кутузов, который понимает дух происходящих событий и делает то, что необходимо делать в конкретной ситуации.
Примечательны рассуждения Толстого о войне. Как гуманист, Толстой отвергает войну как способ решения конфликтов, война отвратительна, она похожа на охоту (недаром Николай Ростов, убегающий от французов, чувствует себя зайцем, которого травят охотники), об античеловеческой сущности войны говорит Андрей Болконский Пьеру перед Бородинским сражением. Причины победы русских над французами писатель видит в духе патриотизма, который охватил всю нацию и помог остановить нашествие.
Толстой - мастер и психологической прозы. Углубленный психологизм, освоение тончайших движений души человека - несомненное качество писателя. С этой точки зрения "Войну и мир" можно отнести к жанру психологического романа.
Толстому мало показать характеры людей в действии, ему нужно объяснить психологию их поведения, раскрыть внутренние причины их поступков. В этом психологизм прозы Толстого.
Все названные особенности позволяют ученым определить жанр "Войны и мира" как роман-эпопею.
Широкомасштабность описываемых событий, глобальность проблем, огромное количество действующих лиц, социальные, философские, нравственные аспекты делают "Войну и мир" уникальным в жанровом отношении произведением.



    Сочинение-рассуждение на тему: Духовные ценности в романе Война и мир.

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над одним из гениальных произведений мировой литературы - романом-эпопеей "Война и мир".
Прочитав роман, можно с уверенностью сказать, что Толстой проявил себя как художник и психолог, до мельчайших подробностей изобразивший полноту событий начала девятнадцатого века.
Показав решающую роль народа в исторических событиях, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.
В романе мимо читателя проходит множество различных героев, в каждого из которых Толстой вложил душу и индивидуальные душевные качества, но главный герой романа - народ, брошенный в ненужную ему войну 1805 года.
Важным моментом романа является изображение автором духовных ценностей человека.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает важными личностными качествами.
В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром.
Один из ярких образов, созданных Толстым, это Андрей Болконский.
Он обладает глубоким, склонным к постоянному анализу умом, он хорошо образован, имеет сильную волю.
Его духовные ценности и формируют его как сильную личность.
Человеческая душа обогащается нравственными ценностями, которые личность приобретает в процессе своего духовного становления.
Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.
Читая роман, современный читатель черпает для себя много неизвестных, ещё неоткрытых его внутренним миром духовных богатств, которые обогащают его душу.
А что значит читать роман?
Это значит - размышлять вместе с автором, находиться с ним в постоянном поиске, улавливать роль и смысл различных сцен.
Читатель совершает постоянную духовную работу, которая развивает личностные качества, исследует не только отдельные судьбы, но и их взаимосвязи.
Одна из основных тем романа "Война и мир" - "мысль народная".
Современный читатель видит всю глубину и величие русской души, Толстой своим романом доносит до него, что движущей силой истории выступает единство людей, которое способно творить коренные переломы в истории человечества.
Именно такие идеи обогащают душу современного человека, вносят положительные изменения в его общественные взгляды.
Например, анализируя образ Кутузова, мы видим некоторые великолепные черты русского полководца: любовь к русскому народу, близость к солдату, его глубокие патриотические чувства.
Кутузов был связан с народом тесными духовными связями, и в этом была его сила как полководца.
В образе Кутузова воплощены такие духовные ценности, как простота, доброта и правда.
Именно таких великих качеств, на мой взгляд, и не хватает современному русскому человеку.
Толстой "выхватывает" из героев романа всё то ценное, что заложено в их душах для того, чтобы заставить простого человека, читающего роман, задуматься о бедности своей души.
Кроме того, роман даёт понять, ценности вырастают из идеалов личности, которые представляют собой предмет устремлений человека, являются смыслом его жизни. Л.Н. Толстой показывает героев романа в развитии и духовном становлении внутреннего мира личности.
К примеру, когда наступил долгожданный момент Тулона, Андрей бежит впереди со знаменем и раненный падает вместе с ним.
Похвала Наполеона, вчерашнего кумира, уже не нужна Болконскому.
Он, поверженный, лежит на земле видит только высокое небо над собой и в нем одном находит величие ценностей, которых он ищет в жизни, но которых не было до этого, в его Тулоне.
Такая особенность создания героев, как изображение их в духовном развитии, одинаково воздействует на читателей в разные времена: заставляет их не только задуматься, но и совершать духовную работу, переосмысливать свои идеалы.
Особенность романа Война и мир заключается в том, что, читая его, независимо от возраста всегда черпаешь из него столько, сколько способен взять и всегда при этом ощущаешь, сколько нетронутого осталось за пределами твоего восприятия.
Перед нами, современными читателями, предстаёт роман не о войне, а о жизни, полной нравственных качеств.
Сто с лишним лет прошло с той поры, и все новые и новые поколения открывают эту книгу, находят в ней то вечное, что роднит прошлое, настоящее и будущее.
Жизнь романа продолжается.



    Сочинение-рассуждение на тему: Героизм простого солдата в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Изображая в своем романе "Война и мир" военные события,
Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины,
как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения,
но широко показывает каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий.
Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны - все эти разнообразные участники войны показаны автором с поразительным мастерством в самых разных условиях их боевой и "мирной" жизни. При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, "в крови, в страданиях, в смерти". Толстой с глубокой и трезвой правдой рисует и прекрасные качества народного духа, которому чужды показная храбрость, мелочность, тщеславие.
В "Войне и мире" дано изображение двух войн: за границей - в 1805-1807 годах, и в России - в 1812 году.
Изображая войну 1805-1807 годов, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Читатель видит героический переход отряда Багратиона, Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, талантливого полководца Кутузова и бездарного австрийского генерала Мака, мужество и героизм русских солдат и скверную работу военной "верхушки", честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну для личного роста.
Типичен для штабных офицеров Жерков, который после своего изгнания из главного штаба "не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и сумел пристроиться ординарцем к князю Багратиону".
Но наряду с людьми типа Жеркова Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении. С особой симпатией показывает писатель ротного командира Тимохина. Его рота "одна удержалась в порядке" и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.
Рисуя картины сражений, Толстой показывает и моменты героических атак, и моменты неразберихи, как, например, под Аустерлицем.
По рядам пронеслось "неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом". Сцены ранений, увечий, смерти дополняют общую картину сражений, показывая настоящее лицо войны.
Два самых ярких сражения в романе - Шенграбенское и Аустерлицкое - велись за пределами России, смысл и цели этой войны были непонятны и чужды народу. Войну 1812 года Толстой рисует иначе. Здесь изображена народная война, которая велась против врагов, посягавших на независимость страны. Полумиллионная армия Наполеона, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, обрушилась всей своей грозной силой на Россию. Но она натолкнулась на мощное противодействие.
Против врага сплоченно встали армия и народ, защищавшие свою страну, свою независимость.
Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту "священной земли русской". Перед вступлением французов в Москву "все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства". И такое явление наблюдалось не только в Москве.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли происходило то же самое, что происходило в Москве.
Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов: "партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и тогда трясли это дерево". Небольшие, но сильные духом отряды постепенно уничтожали врагов.
Война закончилась. Агрессивная, захватническая, со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины, - со стороны русских.
Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые "не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его". Тому Тихону Щербатому из села Покровского, который в партизанской отряде Денисова был "самым полезным и храбрым человеком".
Войско и народ, сплоченные в своей любви к родной стране и в ненависти к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией Наполеона, внушавшей ужас всей Европе.
Немаловажную роль в исходе войны сыграли и полководцы, и генералы, и другие руководящие личности.
Толстой и им уделяет много внимания.
Однако, вклад простых солдат в победу неоценим.
Можно с уверенностью сказать, что именно народ вынес на своих плечах все невзгоды и горести войны,
но нашел в себе силы для борьбы и сразил Наполеона.



    Сочинение-рассуждение на тему: Герои ищущие и мыслящие.

Сочинение по романам Тургенева "Отцы и дети" и Толстого "Война и мир".

Девятнадцатый век - век разочарований и краха надежд.
Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией.
Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных обществ, оппозиционных правительству.
Герои века ищут выхода, ищут пути к гуманизму.
Новые романтики, почувствовав свободные веяния Запада, жаждут свободы, их угнетает положение крестьян, они ужасаются отсталости страны, в которой живут.
Светские вечера, пустые сплетни, ничего не значащие разговоры - это среда, воспитавшая героев романа "Война и мир" Толстого. Неизбежен протест против такой бесцельной жизни, и он выражается в попытках героев найти свое призвание в жизни. Князь Андрей Болконский пробует себя в светской жизни, на военном поприще, в политике и в семейной жизни, но перед смертью помнит только бесконечно высокое и доброе небо. Жизнь прожита, а идеал не достигнут. Пьер Безухов - тоже ищущий герой. Он кутит в свете, потом становится масоном и пытается помочь своим крепостным. Но все напрасно. И лишь война, нарушившая все и сломавшая не одну судьбу, лишь это бессмысленное, зверское убийство сотен тысяч людей ставит все на свои места. Жизнь не имеет и не может иметь смысла. Жизнь - это жизнь. Это постоянное служение добру и вера в него. Это даже не религия, это знание, которое он перенял у Платона Каратаева, простого человека, и потому не надуманное, а истинное. Оно не лишает человека действия, оно лишь говорит: "Делай добро, иначе зачем жить".
В самом конце романа Пьер становится членом тайного общества. Это не радикальный кружок.
Толстой никогда не верил в революционный путь развития общества. Это всего лишь попытка воздействия на ход истории мирным путем: сначала должно пройти очищение внутри человека, и только после этого человек имеет право строить чужую жизнь.
После Отечественной войны 1812 года и после разочарования в либеральности Александра I в России появляются "Союз спасения" и "Союз благоденствия", деятельность которых привела к неудавшемуся восстанию на Сенатской площади в 1825 году. Попытка восстания не удалась. Новый царь начал правление с казней и ссылок. Последовали годы реакции. Но сама мысль о новом государственном устройстве не замерла. Правительство добилось лишь того, что новое поколение уже не хотело останавливаться перед смертью ради главного дела, да еще воспитало Кирсановых-либералов.
Молодежь второй половины века ждало разочарование в "отцах". Все эти давно устаревшие принципы только раздражали базаровых, поэтому-то и развился нигилизм (отрицание устаревших норм).
Восторженность, любовь к жизни Пьера кажутся наивными в сравнении с ясным взглядом Базарова. Пьер мечется от одной идеи к другой, а Базаров начисто отметает все идеи и, окинув холодным взглядом реальность, неизбежно ужасается ей, и лишь одно стремление - разрушать -пробуждается в нем.
Поэтому Базаров не строит, не пытается найти истину, как Пьер. "Сначала нужно сломать, а там - посмотрим".
Главное в том, что новое не должно быть похожим на старое. К такой же мысли приходит и Пьер, но делает все совершенно по-другому. Для него главное- духовная основа. Он, как и Толстой, выбирает путь самосовершенствования.
А Базаров не может так. Система должна быть уничтожена -в этом его правда.
Тысячи разных людей в разные эпохи пытались переустроить окружающий мир, сделать его добрее, гуманнее.
Но всякое общество - это система.
Оно создает себе подобных и отрицает возможность другой жизни. Люди мыслящие пытаются противостоять этому. Потребность служить правому делу не дает людям успокоиться.
Герои ищущие и мыслящие были всегда.
Герои искавшие и не нашедшие появились только в XIX веке.
Герои, потерявшие и уставшие, - в XX.




Итоговое сочинение

Рассуждения по тематическим направлениям

Добро и зло
Гордость и смирение
Надежда и отчаяние
Он и она
Война и мир





Примеры итоговых сочинений, направление: Война и мир
        

Рейтинг@Mail.ru

        Яндекс.Метрика    

^Наверх^