Сочинения
   Примеры сочинений по направлению: Гордость и смирение

Примеры сочинений по направлению: Гордость и смирение

Примеры сочинений по направлению: Гордость и смирение


   Сочинения по тематическому направлению Гордость и смирение



Сочинение на тему Гордость и смирение

     Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

          Пример сочинения на тему: Гордость и смирение

Гордыня и смирение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - одно из величайших произведений русской литературы. Автор в своём произведении поднимает множество проблем и всеобъемлюще раскрывает образы героев. Животрепещущие темы, такие как любовь и ненависть, целомудрие и безнравственность, гордыня и смирение, затрагиваемые Ф. М. Достоевским, актуальны и сейчас.

В романе "Преступление и наказание", как мне кажется, показано влияние грехов и страстей на жизнь человека. Под их давлением оказываются почти все герои романа. Гордыня в христианском понимании - один из самых тяжких грехов, который затмевает разум человека. Противопоставлением ему можно назвать смирение, которое заключается в отсутствии гордости, отречении от своей воли, сознании своих недостатков.

Главный герой произведения, Родион Раскольников, создавший свою теорию о безнаказанности и вседозволенности некоторых личностей, до конца считает её правильной и справедливой.

Его высокомерное отношение к людям, подразделение их на "господ будущего" и "тварей дрожащих" показывает нам бесчеловечность его домыслов. Убив старуху-процентщицу, он хоть и страдает от мук совести, но говорит:"Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.". Раскольников считает себя правым, но никак не может понять, что не в его власти решать, кому жить, а кому умереть. Он берет на себя мнимую миссию избавления от "лишнего", всем мешающего и доставляющего неудобства человека - старухи-процентщицы. Эти заблуждения - плоды гордыни в сердце Раскольникова.

Противопоставлением главному герою романа является Соня Мармеладова, которая ради своей семьи пренебрегла моральными устоями. Её смирение, выражающееся в подвластности обстоятельствам, готовности переступить через своё достоинство и честь, пожертвовании собой ради других, меня поражает. Искренне верующая Соня доверяет свою жизнь Богу, полагая все надежды лишь на Него.

Ещё один пример смирения и кротости в романе - Дуня, сестра Родиона Раскольникова. Ради своего горячо любимого брата она готова пойти на многое ценой своего собственного счастья. Дуня собиралась выйти замуж за Лужина лишь для того, чтобы хоть как-то поправить денежное положение своей семьи. Любовь к брату породила в ней смирение, жертвенность, готовность сделать ради его счастья абсолютно всё.

Я думаю, главное отличие горделивого человека от смиренного заключается в отсутствии любви к другим, сосредоточении только на себе. В опустошенном эгоистичном сердце всегда найдется место гордыне. В то время как любовь наполняет его смыслом жить ради других.



          Пример сочинения на тему: Гордость и смирение

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что "нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием". Соня, "преступившая" и загубившая душу свою, "человек высокого духа", одного "разряда" с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его "бунта", его "топора", который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает "сквозь коросту" в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы чересчур эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. "Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению". Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься "головой в воду". От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько "о них, своих". Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони "идеальным". Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор.
В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. По этой причине в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что "начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью".

Справедливо осудив "бунт" Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока "мир стоит". В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.



          Цитаты и афоризмы на тему: Гордость и смирение

Гордый человек может научиться смирению, но будет гордиться им.
Миньон Маклафлин

Гордость — это скользкая покатость, внизу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие.
А. Декурсель

Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя. Знание является к нам вместе со скромностью.
Д. Аддисон

Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Ж. Вольфрам

Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком.
Жан Жак Руссо

Тайная и ужасающая мудрость, определяющая судьбы человечества, стремится унизить кроткого, доброго и мудрого и возвысить себялюбца, дурака и злодея. О, будь смиренным, брат мой, когда судьба благоволит к тебе! Будь ласков с теми, кому меньше посчастливилось, чем тебе, несмотря на то, что они заслуживают того же, что и ты.
Уильям Мейкпис Теккерей

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.
Вольтер

Гордость — благородная страсть — не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность.
Г. Лихтенберг

Откровенно говоря, я не вижу особого смысла превозносить смиренных и кротких. Когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими.
Сэмюэл Батлер

Если кричит гордость, значит, любовь молчит.
Ф. Жерфо

Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют.
Ф. Ларошфуко

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству.
Л. Толстой

Гордость лишена лучшего качества пороков — она неспособна скрываться.
Ф. Бэкон

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости.
В. Ключевский

Гордость часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордость нередко помогает нам с ней справиться.
Ф. Ларошфуко

Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет.
Акутагава Рюноскэ

Наша гордость часто возрастает за счет недостатков, которые нам удалось преодолеть.
Ф. Ларошфуко

Гордость — это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя.
Теофраст

Если бы нас не одолевала гордость, мы не жаловались бы на гордость других.
Ф. Ларошфуко

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
Вольтер

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.
М. Монтень

Гордеи ненавидит гордость у других.
Б. Франклин

Берегись, как бы тебе не стать столь смиренным, чтобы смирение твое превратилось в глупость.
Игнатий Лойола

Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива.
Плиний Младший

Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
Лао-цзы (Ли Эр)

Раз существует в мире страсть, то праведность, смиренье —
Одни слова: что в них есть смысл — нам явно показалось.
Мухаммед Бабур

В смирение и кротость перейдет.
Уильям Шекспир

Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой — подчинить себе других; это — уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься.
Франсуа де Ларошфуко

Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком.
Жан Жак Руссо

Тайная и ужасающая мудрость, определяющая судьбы человечества, стремится унизить кроткого, доброго и мудрого и возвысить себялюбца, дурака и злодея. О, будь смиренным, брат мой, когда судьба благоволит к тебе! Будь ласков с теми, кому меньше посчастливилось, чем тебе, несмотря на то, что они заслуживают того же, что и ты.
Уильям Мейкпис Теккерей

Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье.
Оноре де Бальзак

Откровенно говоря, я не вижу особого смысла превозносить смиренных и кротких. Когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими
Сэмюэл Батлер




Выпускное сочинение

Сочинения по тематическим направлениям

«Война и мир»
Надежда и отчаяние
Добро и зло
Гордость и смирение
Он и она





ЕГЭ по английскому
Индивидуальные занятия с преподавателем по скайп


Аргументы к итоговому сочинению
по направлению "Гордость и смирение".

Гордость.

Бэла, героиня романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», была гордой девушкой из горного аула. Своей свободой и недоступностью она привлекла не менее гордого офицера Григория Печорина. Герой украл ее из дома, но она чувствовала себя пленницей, держалась холодно и гордо. Все усилия он направлял на то, чтобы покорить Бэлу и влюбить ее в себя, а когда достиг цели – разочаровался. Девушка тяжело переживала охлаждение возлюбленного, страдали и ее чувства, и гордость. Эти обстоятельства предрешили роковой конец ее жизни. Она не смогла бы жить с Григорием без его любви. Значит, гордость - это не что иное, как принцип, по которому человек живет, и который является его опорой. Изменив своему принципу, покорившись похитителю, Бэла потеряла себя и свою любовь.

Катерина, героиня драмы А. Н. Островского «Гроза», была очень честным человеком. Она не способна ко лжи, поэтому призналась мужу в измене, не боясь гнева его матери. Гордая женщина не хотела скрываться от него, врать и изворачиваться. В итоге героиня осталась совершенно одна наедине с истязающей ее свекровью. Ни один человек не пришел ей на помощь, а большинство людей ее осуждали, причем за то, что она не сумела соврать об измене. В конце концов, гордость Катерины не выдержала унижения. Она совершила одиночный бунт против лживого общества с его ханжескими взглядами и утопилась. Значит, гордым может быть только сильный и бескомпромиссный человек, готовый постоять за свои убеждения.

Чацкий, герой пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», отличается не только острым умом, наблюдательностью и жаждой переделать мир, но и сильной гордостью. «Служить бы рад, прислуживаться тошно,» - бескомпромиссно заявляет герой. Гордость Чацкого заставляет героя бороться с существующими общественными порядками. Он не может смириться с тем, что считает неправильным. У героя не получилось найти союзников, ему приходится уйти. Однако он показал закостенелым людям из круга Фамусова, что в новом мире есть место самоуважению и чести, а не только лжи и лести. Поэтому гордость - это далеко не всегда порок человека. Порой она может быть опорой всех его достоинств.

Сатин, герой пьесы М. Горького «На дне», несмотря на свое положение нищего, не утратил гордости и самоуважения. «Человек – это звучит гордо!» - утверждает герой. Гордость в его понимании служит основанием для изменений в жизни, борьбы с обстоятельствами. Он считает, что главное – жить по правде и идти вперед. Сатин не хочет смиряться перед обстоятельствами и удовлетворяться сладкой ложью. Гордость – качество деятельного человека, потому что уважение к себе дает импульс к развитию и улучшению жизненных обстоятельств.

В рассказе М. Горького «Макар Чудра» представлена гордость, уничтожающая все на своем пути. Лойко и Радда любили друг друга, но никто из них не мог уступить и унизиться до покорности. Они страдали и изводили друг друга, но никто не мог попрать свои права на свободу и признать поражение. В итоге Лойко убил свою избранницу, а ее отец убил его. Таков итог гордости, перешедшей в гордыню: люди предпочли смерть жизни и любви. Такие последствия никак нельзя назвать положительными.

Смирение.

Маша Миронова, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочетает в себе силу и смирение. Она перенесла потерю родителей, плен у подлого Швабрина и не сломалась. Но в то же время для нее большое значение имело мнение родителей Петра Гринева, которые наотрез отказались благословлять их на женитьбу. Маша смирилась с этим обстоятельством, вела себя кротко и скромно, чем в конце концов заслужила уважение и любовь не только Гриневых, но и самой императрицы Екатерины. Значит, смирение - это не слабость, а сила, ведь только сильная личность может смирить гордыню и сделать так, как лучше для всех, а не только для нее.

Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является образцом доброты и смирения. Ради того, чтобы накормить своих маленьких сводных братьев и сестер, она стала публичной женщиной. Героиня не могла иначе помочь голодным детям, поэтому отдала всю себя, при этом оставшись чистой. Соня никого не упрекала в своем положении, ее смирение поддерживало всю семью и давало пример другим людям. И именно оно помогло Родиону Раскольникову покаяться и очистить душу. Образ Сони показывает, как важны прощение и смирение в жизни людей.

Матрене Тимофеевне, героине поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», приходилось со многим смириться и пережить много горя. Непосильная работа, потеря ребенка, несправедливость в семье мужа – все это сносила героиня. Она жила ради своих детей, эта цель поддерживала ее, делала сильной в ее кротости. Например, ради одного из сыновей Матрена пережила телесное наказание, лишь бы ребенок не был покалечен. Смирение не равно слабости, часто для этого требуется гораздо больше мужества.

Ильинична, героиня романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», символизирует безграничное смирение, материнскую любовь, приверженность дому. Жизнь ее никогда не была сладкой: в молодости муж изменял ей и бил ее. Вся жизнь – череда тяжелого и неблагодарного труда, грубостей и унижений. Однако героиня терпела, потому что семья – главное для нее, основа всего. И ради семьи, счастья детей можно вытерпеть все. Этому она учила и невестку Наталью, но та ее не послушала, собралась расставаться с мужем и сделать аборт, от неудачной операции и погибла. Иногда в пылу гордости человек забывает о том, что только мир в семье может сплотить людей вокруг нее. Ильинична понимала это, и только ее усилиями такие разные Мелеховы жили в одном курене.


Примеры сочинений по направлению: Гордость и смирение
        

Рейтинг@Mail.ru

        Яндекс.Метрика    

^Наверх^