Главная страница сайта
Олимпиадные задания по математике 9 10 11 класс с решением и ответами
Олимпиадные задания по физике 9 10 11 класс с решением и ответами
Олимпиадные задания по информатике 9 10 11 класс с решением и ответами
Олимпиадные задания по химии 9 10 11 класс с решением и ответами
Олимпиада по русскому языку 9 10 11 класс
Олимпиада по литературе 9 10 11 класс
Олимпиада по праву 9 10 11 класс
Разум и чувство
Честь и бесчестие
Дружба и вражда
Опыт и ошибки
Победа и поражение
Олимпиадные задачи по математике 9 класс
Олимпиадные задачи по математике 10 класс
Олимпиадные задачи по математике 11 класс
Решение олимпиадных задач по математике 9 класс
Решение олимпиадных задач по математике 10 класс
Решение олимпиадных задач по математике 11 класс
Олимпиадные задачи по физике 9 класс
Олимпиадные задачи по физике 10 класс
Олимпиадные задачи по физике 11 класс
Решение олимпиадных задач по физике 9 класс
Решение олимпиадных задач по физике 10 класс
Решение олимпиадных задач по физике 11 класс
Олимпиадные задания по химии 9 класс
Олимпиадные задания по химии 10 класс
Олимпиадные задания по химии 11 класс
Решение олимпиадных задач по химии 9 класс
Решение олимпиадных задач по химии 10 класс
Решение олимпиадных задач по химии 11 класс

Олимпиада по русскому языку 9 10 11 класс с ответами

Олимпиада по русскому языку 9 10 11 класс


Олимпиада по русскому языку 9 класс

1. В каком слове есть только твердые согласные звуки?

1) Водит; 2) пашешь; З) верит; 4) велит; 5) смех.

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Окрестный; 2) пять; З) зреют; 4) веешь; 5) яд.

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Цемент; 2) портфель; З) хвоя; 4) дневник; 5) фарфор.

4. Какой пример не является словосочетанием?

1) Кончить дело; 2) чудесный день; 3) в солнечный день; 4) красный и синий; 5) вдали от родины.

5. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

1) Любить Родину; 2) верный друг; 3) жить далеко; 4) в нашем доме; 5) собрал гербарий.

6. Какое из данных слов является родственным слову нос?

1) Носильщик; 2) поднос; 3) переносица; 4) подношение; 5) занос.

7. Какая пара слов не имеет сходства по значению?

1) Преграда — помеха; 2) привлекать — манить; 3) скука — горе; 4) склон — откос.

8. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?

1) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

3) Хмуро тянется непогожий день.

9. В каком примере неправильно названа буква?

1) Поле — пэ, о, эль, е. 2) Солнце — эс, о, эль, эн, цэ, е. З) Вечер — вэ, е, ча, е, эр.

10. Произношение какого слова не совпадает с написанием?

1) Бак; 2) слон; З) грустно; 4) пять; 5) весь.

11. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределенной формой глаголов?

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Часть 1.

1.   Поставьте ударение в следующих словах. Если ударение зависит от смысла слова, укажите это.

1. Включишь, клубы пыли - сельские клубы, мастерски, положить,  упрочение; апартаменты, двоюродный,  медикаменты, откупорить, понял,  статуя; красивейший, металлургия, отняла, монолог,  ходатайствовать, шприцы; лавровый венок - лавровое дерево, уведомить, на похоронах, ракушка,  хозяева; гражданство, звонишь, вероисповедание, договор,  столяр, языковые законы - языковая колбаса; нефтепровод, обеспечение, воспринять, одновременно, торты, феномен.

2. С чьими именами связывается происхождение письменности у славян?

3.    Укажите различия в значении следующих однокоренных слов: мелкий – мелочный; геройский - героический; абонент – абонемент;  хлопотный – хлопотливый; одеть – надеть; принести - занести.

4.   Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация,  апологет,  демагог, кредо, альтернатива, политикан,  дифирамб, шокировать.

5.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

1.  (В) продолжени… всего вечера он мног…значительно молчал и как (будто) пристально рас…матривал фотографии хр…нившиеся в семейном альбоме однако все (в)скоре пон…ли что это молчание лиш…  затиш…е перед настоящей бурей.

3.    Хорошо говорить знач…т хорошо думать (в)слух.

4. Вой волка восходил (в)верх печальными (полу)тонами и задерживался долго на высокой напряже…ой пронзительной ноте.

5. Способность Ломоносова в своих трудах опер…жать целые десятилетия его глубокая любовь к своему народу смелость в разрушени… старых взглядов все эти черты делают его бли…ким нам.

6.  Хорошая книга как и плохая созд…ётся из одних и тех(же) слов ра…ставленных правда в ином порядке звучащих в иной инт…нации и благосл…венных перстом но уже то что первичное сырьё б…рётся из одной кучи даёт многим чудакам повод думать что и конечная пр…дукция должна ра…цениват…ся од…наковой мерой.

 6.  Найдите, объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях.

 1. Это еще более улучшило авторитет руководителя...

2. Надо, чтобы именно вы играли в этом деле главную скрипку.

3. В этот период сложился и был сформулирован современный русский литературный язык.

4. Даровитое произведение молодого автора привлекло всеобщее внимание.

5. Многое в «Горе от ума» было настолько правдиво, метко, глубоко, что было воспринято русской общественностью в постоянный обиход.

6. Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

7. Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.

8. Эта давящая атмосфера все более опутывала ее, не давая работать.

9. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.

10.  В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только мечтами и неспособного к практической деятельности.

11. Школа полностью и всесторонне подготовилась к новому учебному году. 

12. В эти трудные дни я особенно оценил удивительно бережливое отношение ко мне моих друзей.

13. Факты были тем воздухом, опираясь на который, ученый пришел к большому открытию

14. Почки набухли, и скоро, как первые зубы, прорезались листочки.

15. Вот с таких мелочных инцидентов начинались в прошлом империалистические войны.

7. Исправить ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное сочетание, либо два сочетания с каждым из слов)

потерпеть победу

преклонить голову, склонить колени

долгий период

круглый час, неделя, месяц

бархатный месяц, период, время

повысить кругозор

усилить внимание

справиться с указаниями.

завершить обязательства

уделить значение

улучшить уровень

страстно сопротивляться

безысходное положение.

8.   Найдите, объясните и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1.       Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась.

2.      После окончания школы Иванов поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

3.      Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей.

4.      Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. – Воротник поднимите, - сказал я. – Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красившее.

5.      Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.

6.      Мы без доказательства приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков.

7.      Его рассказы об увиденном и наблюденном частенько оказывались любопытными.

8.      Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

9.      В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

10.   В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

11.   Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.

12.   Выросло целое поколение, для которых война – история.

 

Часть 2.

1.   На примерах покажите, что некоторые иностранные слова, вошедшие недавно в современный русский язык, можно без ущерба для смысла заменить русскими по происхождению словами.

2. Отредактировать предложения.

1.   Жители Калинова живут однообразной монотонной жизнью.

2.   На собрании выявилась разноголосица.

3.   Нам показали новую игрушку для детей из пластмассы.

4.   На линейке, посвящённой окончанию школы, мы спели свою лебединую песню.

5.   Спортивные общества выполняют большую роль.

6.   Необходимо увеличивать кругозор и улучшать культурный уровень.

7.   Надвигались радостные события.

8.   В местной газете написали о наших вопиющих достижениях.

9.   Когда он приезжал к нам в гости, он обязательно привозил подарки.

10.   В нашем институте с каждым годом увеличивается контингент студентов.

 

3. Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены  афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных  высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).

 

1.                  Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).

2.                  У общества нет способов избавиться от взяточничества.

3.      Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.

4.      Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А.С.Пушкин).

5.      Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Задание № 1

Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе?

1. [а]

2. [о]

3. [у]

4. [э]

5. [и]

Какой ещё звук возможен в том же положении?

Ответ.

В современной орфоэпической норме в этом положении невозможны звуки [у] и [и]. В том же положении возможен ещё звук [ы].

Задание № 2

Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:

Исчезнуть, мешок, трущоба.

В чем своеобразие этих написаний?

Ответ.

Буква С в слове исчезнуть пишется по правилу о написании приставок на З//С (С перед согласной, обозначающей глухой согласный), О в словах мешок и трущоба по правилу о написании суффиксов существительных после шипящих (под ударением О).

Своеобразие написаний состоит в том, что во всех словах прошел процесс опрощения и указанные буквы пишутся – с точки зрения современного русского языка – в корнях, однако принципы написания сохранились и соответствуют историческому членению слов.

Задание № 3

Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так.

         А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно ...?»

         Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно ...?»

Ответ.

Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса.

Задание № 4

В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них — славянского происхождения, а другое — заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, что какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как?

Ответ.

Заимствованное слово обыкновенно отличается от исконного тем, что по сравнению с ним выглядит в языке чужеродно. Это и позволяет нам отличить повесть от известь. Слово повесть явно делится на две части по- и -весть (от ведать). Повесть — это то, что можно поведать; в этом смысле это слово соотносится с такими другими русскими словами, как весть, безвести, совесть или, с другой стороны, почесть, помесь. Слово же известь при кажущемся сходстве с вышеперечисленными таким образом не членимо. Значит из- в нём не приставка, а -вест- — не корень. Но никакого другого способа истолковать его происхождение через русские слова нет. Всё это заставляет нас предполагать его иноязычное происхождение.

Задание № 5

В церковнославянской Псалтыри мы читаем:

не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс#, внегда смущаетс# земл#)

Что означает глагол смущаться в данном контексте?

Ответ.

Глагол смущаться означает здесь ‘дрожать, трястись’, то есть речь идёт о землетрясении.

Значение ‘замешательство, смятение, волнение, связанное с утратой внутреннего равновесия’ мы наблюдаем сейчас у существительного смятение.

Задание № 6

В каких примерах из перечисленных ниже примерах омонимы используются как основа осознанной словесной игры?

а) Народ был, народ есть, народ будет есть.

б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.

г) Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя.

1) а, б, в, г; 2) а, б, в ; 3) б, в, г; 4) а, б, г; 5) а, в, г?

Ответ.

4) а, б, г.

Задание № 7

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: надменный, почти, дармоед, незадача, недосуг, надсадный, поодаль, датчик, удачливый, достоверный, пограничник, бездарь, поддатый, двуколка, склянка, съедобный, жмот, живость, зависимый, зависть, зараза, разиня, изумительный, искушение, неистребимый.

Ответ.

почти

по-чт-и; ср.: почитай, чтить

надсад-н-ый

над-сад-н-ый; корень сад тот же, что и в словах саднить, ссадина

достоверн-ый

до-сто-вер-н-ый; из достойноверный; это то, что стоит веры, от стоять в вере

жмот

жм-от-ъ – человек, который жмется ‘скупится’, прижимистый; чередование жим / жм

Задание № 8

Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:

1) гулял по острию ножа; о философском диаманте;

2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха;

3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса; птичкиным языком;

4) треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти сквозь ушко иголки.

Ответ.

В приведенных примерах мы имеем дело с идиоматическими выражениями, элементы которых подверглись заменам без или с сопутствующими семантическими отклонениями. С точки зрения природы замен характеристика групп может быть следующей:

1) единицы с синонимическими заменами: гулял по острию ножа  (ходить по острию ножа), о философском диаманте (философский камень);

2) единицы с антонимическими заменами: родственник недальний (дальний родственник), неколесный транспорт (колесный транспорт); после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха (после нас хоть потоп);

3) единицы с паронимическими заменами: лжет как сивый мерин (ржет как сивый мерин), симпатичные чернила (симпатические чернила), знак допроса (знак вопроса ), птичкиным языком ( птичьим языком);

4) единицы с заменами элементов однокоренными словами с сопутствующим искажением изначальной синтаксической структуры идиомы: треугольник любви (любовный треугольник), с лицом из камня (с каменным лицом), курей слеповатых (слепая курица), пройти сквозь ушко иголки (пройти сквозь игольное ушко).

Задание № 9

Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Ответ.

Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…

Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…

Задание № 10

Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты  энергичный  свежий  бодрый  радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

Ответ.

1. Он вышел из комнаты  энергичный,  свежий,  бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.

2. Он вышел из комнаты,  энергичный,  свежий,  бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный).

Задание № 11

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.

де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х

диабе́т [бье́]

диа́гноз ! удар. диагно́з устар.

диало́г ! удар. диа́лог устар.

диане́тика [нэ]

дикобра́з ! неправ. дикообра́з

длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь]

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?

Ответ.

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов?

Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

Как называются словари, из которых они были взяты?

Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения

Для чего предназначены такие словари?

Словарь трудностей произношения и ударения (оррфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным.

Различные словари и справочники издавались под редакцией Р.А. Аванесова и др.




                                     В начало сайта


Олимпиада по русскому языку 9 10 11 класс - www.fizmatolimp.ru         Copyright © All rights reserved    

 
^Наверх^